Скреперы являются одними из самых распространенных машин, предназначенных для выполнения различных землеройных работ на устройстве дамб, плотин, выемок и т. п. Ими производят послойное резание — копание и набор грунта в ковш, транспортировку его и укладку грунта в отвал (место опорожнения ковша). Таким образом, скрепер является землеройно-транснортной машиной.
Транспортировка грунта прицепными скреперами целесообразна на расстояние до 0,5 км, самоходными — до 5 км. В зависимости от размеров скрепера наибольшая толщина срезаемого слоя составляет 0,12—0,3 м, а толщина отсыпаемого слоя в рыхлом состоянии — 0,15—0,45 м.
Скреперы различаются по емкости ковша, способу разгрузки и управления рабочими органами, а также по количеству колесных осей. Скреперы бывают прицепные, полуприцепные и самоходные (рис. 91). Прицепные скреперы разделяются на двухосные и одноосные. Полуприцепные скреперы бывают только одноосные.
На рис. 91 представлены наиболее характерные схемы скреперов: прицепных скреперов с гусеничным трактором (рис. 91, а и г) и с колесным двухосным тягачом (рис. 91, ж); полуприцеппых скреперов с двухосным тягачом седельного типа (рис. 91, б, д и з); самоходных скреперов гусеничных (рис. 91, е) и колесных (рис. 91, е и и), состоящих из колесного одпоосного тягача и одноосного скрепера, соединенных в самоходную машину с передними ведущими колесами.
Некоторые скреперы (рис. 91, з и и) имеют задние ведущие колеса с приводом от встроенного электродвигателя, гидродвигателя или двигателя внутреннего сгорания.
По емкости ковша различают скреперы малой емкости (до 3 м3), средней (от 4 до 11 м3) и большой (от 12 до 18 м3 и более).
По способу разгрузки скреперы разделяются на три группы:
- со свободной выгрузкой грунта опрокидыванием ковша вперед;
- со свободной выгрузкой грунта опрокидыванием ковша назад;
- с полупринудительной разгрузкой грунта опрокидыванием днища ковша или стенки ковша вперед.
Большинство современных скреперов оборудованы пневматическими колесными ходами. Для проведения основных рабочих операций они имеют гидравлическое или канатно-блочное управление или автоматизированное управление.
Скреперы применяются для разработок неглубоких выемок, котлованов и резервов, так как подъем их с грунтом ограничен.
При рабочем цикле скрепера последовательно повторяются четыре операции:
- порожний ход—ковш поднят и скрепер идет под загрузку;
- загрузка ковша — ковш опущен, ножи врезаются в грунт и срезают стружку; при движении скрепера ковш наполняется грунтом;
- транспортировка загруженного скрепера;
- разгрузка ковша на место отсыпки.
Скреперами можно разрабатывать грунты I—IV категорий, не содержащие валунных камней диаметром более 30 см (для скреперов емкостью меньше 5 м3) и 60 см (для скреперов емкостью свыше 5 м3).
При разработке грунтов нормальной влажности (супесей, суглинков) I—III категорий скреперы загружаются полностью; тяжелые грунты III и IV категорий при разработке скреперами необходимо предварительно рыхлить плугами или рыхлителями (Д-162А и др.), чтобы обеспечить нормальную загрузку ковша.
Перед началом разработки скрепером грунта участок необходимо очистить от валунных камней, пней и кустарника. Для этого применяют бульдозеры, корчеватели-собиратели и при необходимости рыхлители.
Применение скреперов повышает производительность труда на землеройных работах и удешевляет стоимость строительства.
В дорожном, мелиоративном и гидротехническом строительствах на землеройных и земляных работах широко применяются прицепные скреперы:
Работа на скрепере требует от скрепериста большой внимательности. Загружать скрепер следует на первой передаче трактора при прямолинейном проходе. Чтобы не перегружать трактор, скреперист должен в начале загрузки ковш заглубить на возможную глубину резания; по мере же наполнения ковша грунтом следует уменьшать толщину стружки, чтобы происходила нормальная нагрузка на трактор.
Рис. 91. Схема классификации скреперов по способу передвижения; движители (гусеницы и ведущие колеса) заштрихованы: а, г а ж — прицепные, б, д и з — полуприцепные; в, е и и— самоходные. |