Наиболее распространенным является реверсный механизм, состоящий из трех конических шестерен и применяемый на ряде отечественных экскаваторов: Э-505Л, Э-653, Э-352, Э-257, Э-1004, Э-2001 и др., но имеются экскаваторы модели Э-302, Э-303, Э-304, Э-801 и др., на которых реверс осуществляется цилиндрическими шестернями. Реверс состоит из двух валов — вертикального и горизонтального, двух фрикционов и системы конических или цилиндрических шестерен.
Реверс — слово латинское и означает «обратимый назад». Реверсивное приспособление это такое приспособление, у которого можно изменять направление вращения или движения, например реверсивный двигатель, реверс экскаватора и т. д.
При помощи механизма реверса изменяется направление движения и поворот ходовой части экскаватора, направление вращения поворотной платформы, а иногда и стрелонодъемной лебедки.
Обычно взаимодействие реверса с другими .механизмами экскаватора происходит следующим образом. Движение передается с редуктора на горизонтальный вал реверса, от которого через систему шестерен — на вертикальный вал реверса и через него — на поворотный и ходовой механизм и, кроме того, через ведущую шестерню горизонтального вала — на вал главной лебедки.
Главный вал реверса иногда называют валом главной трансмиссии.
На рис. 29 изображен реверс с коническими шестернями экскаватора Э-505А.
Вертикальный вал 14 механизма реверса установлен на двух опорных роликоподшипниках и упорном шарикоподшипнике. На шлицы вала 14 посажена сдвоенная цилиндрическая шестерня 15, могущая передвигаться вдоль оси вала при помощи вилки 16 и валика 17 рычага переключения передач.
На верхнем конце вала 14 на шпонке посажена коническая шестерня 10. Горизонтальный вал 6 опирается на центральный роликоподшипник, закрепленный в опоре внутри картера. Включение фрикционов осуществляется гидравлическими цилиндрами 1, установленными на концах горизонтального вала и вращающимися вместе с ним. Когда поступает масло под давлением в полость цилиндра 1, манжет 18 через поршень 19, пружину 20 и нажимной корпус 21 передает усилие па шток 9, проходящий в осевом сверлении горизонтального вала 6.
На конце штока .9 имеется вилка, которой он упирается в расположенную в прорезях вала 6 чеку 3. Выступающие за пределы вала концы чеки 3 нажимают на торцы ступицы шкива 2 (или 8) и перемещают его, сжимая возвратную пружину 5 и прижимая шкив к фрикционным колодкам 4. Таким образом приводится в движение одна или вторая из конических шестерен 7, находящихся в постоянном зацеплении с шестерней 10, закрепленной на шницах верхней части вертикального вала 14. Передвижение шкива фрикциона производится при помощи гидравлического управления с рабочего места машиниста. Схема работы механизма реверса показана на рис. 29, б; она поясняет повороты платформы в правую или левую стороны и ее нейтральное положение.
Рис 29. Механизм реверса экскаватора Э-505А. а - устройство, 6 - схема работы; 1 - гидравлический цилиндр; 2 - ведущий шкив правого фрикциона; 3 - чека, 4 - фрикционные колодки; 5 - возвратная пружина; 6 - горизонтальный вал, 7 - коническая шестерня; 8 - ведущий шкив левого фрикциона; 9 - шток; 10 - коническая шестерня вертикального вала; 11 - промежуточный вал; 12- шестерня низшей передачи; 13 - шестерня высшей передачи; 14 - вертикальный вал; 15 - сдвоенная шестерня; 16 - вилка; 17 - валик рычага переключения передач; 18 - манжет, 19 - поршень; 20 - дисковые пружины; 21 - нажимной корпус; 22- ограничитель сжатия пружины. |