Поворотная платформа экскаватора предназначена для крепления основных механизмов экскаватора и стрел рабочего оборудования. По конструкции платформы разделяются на сварные, литые и клепаные.
Поворот экскаватора Э-505А осуществляется при помощи вертикального вала 5 (рис. 27), движение которому передается с приводной шестерни 15 через кулачковую муфту 14. При этом шестерня 12, закрепленная на шлицах консольной части вала 5, обкатывается по венцу 10, поворачивая катающуюся на роликах 11 раму 8 вокруг центральной цапфы 9.
При изменении направления вращения вала 5 (что осуществляется механизмом реверса) рама 8 поворотной платформы поворачивается в обратном направлении. Фиксация рамы 8 поворотной платформы при включенной кулачковой муфте 14, а также торможение при повороте платформы производится наружным ленточным тормозным шкивом 6, установленным на шлицах верхнего конца вала 5. На шкиве 6 имеются выступы, между которыми опускается стопор, удерживающий поворотную платформу от случайного поворота. Рис. 27. Поворотный механизм экскаватора Э-505А. 1—исполнительный цилиндр, 2— тормозная лента, 3— поршень, 4— верхний подшипник, 5 — вал, в — тормозной шкив, 7 — ручной тормоз, 8 — рама поворотной платформы, 9 — центральная цапфа, 10 — зубчатый венец, 11 — опорный ролик, 12 — обегающая шестерня, 13 — нижний подшипник, 14 — кулачковая муфта, 15 — приводная шестерня. |
Для подвешивания стрелы на поворотной платформе устанавливается дуговая стойка. Платформы могут быть цельносварными, литыми и штампованными. По бокам поворотной платформы устанавливают кронштейны для крепления каркаса кузова и настила боковых проходов. Платформы различных моделей экскаваторов имеют аналогичное устройство.
Полноповоротная платформа экскаватора Э-352 стальная и цельнолитая.На платформе размещены станины лебедок, колонный реверсивный механизм, масляная ванна для новоротного и верхнего ходового механизмов.
В задней части поворотной платформы установлен дизельный двигатель Д-35. В новых конструкциях экскаваторов (Э-302, Э-303, Э-304) двигатель устанавливается в передней части поворотной платформы в продольном направлении для лучшего уравновешивания экскаватора во время работы.
Поворотная платформа экскаватора Э-505 состоит из отдельных (сварных между собой) частей коробчатого сечения.
С боков к раме платформы приварены площадки, а сверху — своим основанием коробка, в которой помещены вал и конические шестерни реверсивного механизма. Задняя часть поворотной платформы Э-505 представляет пустотелую коробку, сварную из листовой стали. В средней части этой коробки размещен бак для горючего, а по краям — противовесы. На раме платформы приварены станины с выемками для установки на них валов трансмиссии и горизонтального вала реверсивного механизма и вала главной лебедки. Двигатель крепится в задней части рамы платформы на кронштейнах. В средней части платформы имеются четыре отверстия для установки вертикальных валов — вала реверса, промежуточного вала, валов поворотного и ходового механизмов.
При изменении направления вращения вала 5 (что осуществляется механизмом реверса) рама 8 поворотной платформы поворачивается в обратном направлении. Фиксация рамы 8 поворотной платформы при включенной кулачковой муфте 14, а также торможение при повороте платформы производится наружным ленточным тормозным шкивом 6, установленным на шлицах верхнего конца вала 5. На шкиве 6 имеются выступы, между которыми опускается стопор, удерживающий поворотную платформу от случайного поворота. Рис. 28. Общий вид верхней поворотной платформы экскаватора Э-352. 1 - двигатель; 2 - цепная передача; 3 - главный трансмиссионный вал; 4 - лебедки подъема стрелы ; 5 - тяговая лебедка; 6 - реверсивная колонка; 7 - механизм поворота; 8 - привод лебедки подъема стрелы; 9 - верхний ходовой механизм; 10 кронштейн; 11- платформа; 12 - правый настил; 13 - проушины для крепления рабочего оборудования; 14 - двуногая стойка; 15 - опорный ролики; 16 - центральная цапфа,; 17 - сиденье машиниста,; 18 - вертикальный направляющий блок, 19 — горизонтальная ось. |
Для защиты механизмов и машиниста-экскаваторщика от атмосферных осадков и от грунта различных пород на экскаваторе устанавливается кузов.
Каркас кузова изготовляется из уголковой стали с облицовкой листовой сталью. Нижним опорным поясом каркас крепится к боковым крыльям и противовес по ii плите поворотной платформы. В передней наклонной стенке кузова обычно имеются откидные металлические дверцы и отверстия для пропуска канатов, а в правой передней части в отдельной кабине расположено рабочее место машиниста-экскаваторщика. Для работы в ночное время экскаватор оборудован внутренним в внешним электрическим освещением.
Питание приборов электрического освещения и сигнализации производится от генератора постоянного тока. У экскаваторов Э-505, Э-505Л, Э-652 и других установлены два генераторе и аккумулятор.
Все приборы освещения включаются выключателями на щитке, укрепленном на стенке кабины машиниста-экскаваторщика под потолком. На этом щитке установлена розетка, а также манометры топливной и масляной системы дизеля и термометр системы охлаждения. У ряда экскаваторов на щитке кузова устанавливается еще амперметр.