История развития мелиоративной техники берет свое начало с древнейших времен. В засушливых зонах для создания плодородия земли люди рыли оросительные каналы. Эти трудоемкие земляные работы выполнялись главным образом вручную.
Трудоемкость земляных работ, необходимость поддержания водных путей в надлежащем порядке, облегчение труда были причинами создания различных гидромеханизмов и машин.
С XIII в. известно применение энергии воды для работы водяных мельниц, с XVI в. начинается строительство плотин, шлюзов и других сооружений для грузоперевозок и водоснабжения.
В дальнейшем энергия воды начинает использоваться не только для работы водяных мельниц, но и для приведения в действие заводских и фабричных машин.
Гидротехническое строительство в России в XVIII—XIX вв. заключалось в возведении плотин и гидроустановок, обслуживающих заводы Урала и Алтая, строительстве морских и речных портов, а также осушительных каналов, что потребовало изготовления специальных судов, землечерпалок, земснарядов и других механизмов.
Для гидротехнических работ в 1813—1815 гг. были построены Ижорским заводом два первых многочерпаковых снаряда. Один из этих снарядов работал на р. Ижора, второй — на строительстве Кронштадтского порта.
С 1836 г. на волжских перекатах работал снаряд (мелиоративная машина) Бухтсева. Работа снаряда значительно способствовала улучшению судоходства на Волге.
Большое значение постройке землечерпательных снарядов стало придаваться после Международного судоходного конгресса 1900 г., где было принято решение о практическом улучшении судоходных условий рек путем производства регулярного землечерпания и изготовления для этого специального оборудования. В связи с этим за период с 1900 по 1915 г. было построено 66 снарядов, в том числе 48 многочерпаковых общей производительностью 8580 м3/час и 18 землесосов общей производительностью 7575 м3/час. В 1911—1913 гг. Балтийский судостроительный завод изготовил несколько землесосов производительностью 250 м31час, работавших на Волге и Днепре.
В 1867 г. в России был построен дноуглубительный землесосный снаряд, производительность которого достигала всего 20—25 м3/час, при дальности перемещения пульпы 12—15 м. За прошедшие 90 с лишним лет со времени изготовления первого землесоса конструктивно эти машины значительно усовершенствованы, промышленностью стали изготовляться землесосы производительностью до 1000 м31час.
Однако производство оборудования для гидротехнических работ развивалось в России медленно.
Начало расширения области применения землесосных снарядов относится к 1920 г. Выступая на VIII съезде Советов, В. И. Ленин отметил огромное преимущество гидравлического способа добычи торфа землесосами, разработанного русским инженером Р. Э. Классоном.
С 1930 г. сильно возросла потребность в технических средствах для производства путевых работ. Наша промышленность начала строительство новых, более совершенных типов земснарядов.
Промышленность (Ижорский завод) приступила к изготовлению землесосов производительностью 150 м3/час. Па заводе «Красное Сормово» в 1933 г. были построены землесосы производительностью свыше 150 м3/час.
В 1836 г. в США В. С. Отисом был построен неполноповоротный экскаватор, оборудованный механической лопатой, с ковшом емкостью 1,14 .м3, мощность парового двигателя — 17 л. с, вес — 15 т. Производительность этого экскаватора в легких и средних грунтах составляла 30—40 м3/час.
Однако неполноповоротные одноковшовые экскаваторы получили распространение лишь в 70—80-х годах прошлого века. В начале XIX в. экскаваторы стали изготовлять полноповоротными с драглайном.
Экскаваторостроение в СССР, как отрасль машиностроения, возникло (1930—1932 гг.) значительно позже, чем в США п Англии.
Траншейные экскаваторы (ЭТ) впервые начали строить в Америке (примерно в 1910 г.), где они нашли широкое применение.
В европейских странах траншейные экскаваторы не получили большого распространения.
Землеройная техника — бульдозеры, грейдеры, скреперы, канавокопателя и другие машины — стали выпускаться нашей промышленностью после внедрения в производство колесных и гусеничных тракторов.