Кинематическая схема экскаватора Э-302 изображена на рис. 38. По схеме видно, что двигатель 2 установлен вдоль оси экскаватора. Передача движения от двигателя к трансмиссии осуществляется через главную муфту и зубчатую муфту 3 с помощью двух конических шестерен 5 и 6. Шестерня 6 соединяется втулкой с цилиндрической шестерней 10. Обе оси соединяются с валом 11 посредством передвижной зубчатой муфты 41. Вал главной лебедки состоит из правой части 9 и левой части 43. Правая часть его получает вращение через шестерни 12 и 7 от вала 11, а левая часть шестерни 40, 42 и 45 — от вала 15.
При соединении шестерни 40 и 45, а также шестерни 7 и 14 обе части вала главной лебедки и оба шкива фрикционов 13 и 39 реверсивного вала 15 вращаются в разные стороны.
Включая фрикционы 1 и 8, изменяют направление вращения барабана 4 для подъема шин перпендикулярно спуску груза при крановой работе.
Включением фрикционов 13 и 39 реверсивного вала 15 достигается изменение направления вращения поворотной платформы. Шестерни 38, жестко установленные па валу 15, служат для изменения скоростей при соединении их с блоком шестерен 32, находящимся на валу 17.
Включение подвижной шестерня 16 в зацепление с шестерней 10 обеспечивает прямую связь между валами 11 и 15 для получения двух прямых транспортных реверсивных скоростей.
При включении шестерни 16 зубчатая муфта 41 автоматически включается, разъединяя коническую шестерню 6 с валом 11. От вала 17 дальнейшее движение передается через коническую пару шестерен 19 вертикальному валу 20, на котором установлена подвижная цилиндрическая шестерня 29. В верхнем положении шестерня 29 входит в зацепление с шестерней 31 на поворотном валу 30, а в нижнем положении с шестерней 28 на вертикальном ходовом валу 21.
Движение ходовому механизму передается от вертикального вала 21 через пару конических шестерен 22 и 24 к горизонтальному ходовому валу 23, который одним концом через зубчатую муфту соединяется с задним мостом, а другим концом через муфту включения 27, промежуточный вал 26 и зубчатую муфту 25 — с передним мостом.
Рис. 38. Кинематическая схема экскаватора Э-302. 1 и 8 — фрикционы главной лебедки, 2 — двигатель, 3 — зубчатая муфта, 4 — тяговый барабан, 5 и 6 — конические шестерни первой передачи, 7, 10, 12, 14, 40, 42 и 45 — шестерни, 9 и 43 — валы главной лебедки, 17 — вал первой передачи, 13 — фрикцион реверса, 15 — реверсивный вал, 16 — подвижная шестерня, 17 — вал перемены скоростей, 18 — шкив тормоза поворота и передвижения, 19 — пара конических шестерен, 20 — вертикальный вал, 21 — вертикальный ходовой вал, 22 и 24— конические шестерни, 23 — горизонтальный ходовой вал, 25 — зубчатая муфта, 26 — промежуточный вал, 27 — муфта включения переднего моста, 28, 29 и 31 — шестерни ходового и поворотного механизмов, 30 — поворотный вал, 32 — блок шестерен, 33 — барабан подъема крановой стрелы, 34 — зубчатый венец планетарного механизма, 35 — солнечная шестерня, 36 — муфта привода планетарного механизма, 37 — храповое устройство, 38 — шестерни переключения скоростей, 39 — фрикцион реверса, 41 — зубчатая муфта, 44 — подъемный барабан, 43 — шестерня.