Прицепные грейдеры широко применяются в мелиоративном строительстве при разравнивании кавальеров на каналах и канавах осушительной сети, для засыпки и заравнивания неровностей на полевых угодьях, очистки и отрывки оросительных канав трапецеидального и треугольного сечений глубиной до 0,6 м и т. п.
Автогрейдеры - это самоходные машины, основным рабочим оборудованием которых является отвал со сменным ножом. Автогрейдеры предназначены для профилирования земляного полотна дорог, устройства корыт для дорожного покрытия, устройства и профилирования канав и кюветов, возведения насыпей и дамб из боковых резервов, разравнивания и перемещения грунта, гравия и щебня по полотну дороги, срезки бугров, смешивания грунта, гравия и щебня с битуминозными материалами, кирковки твердых грунтов и уплотненного сложного покрова, а также очистки дорог от снега.
Грейдер-элеватор предназначен для нырезания и перемещения грунта в отвал или погрузки в транспортные средства и могут быть использованы для возведения насыпей из боковых резервов, разработки выемок, устройства полунасыпей на косогорах с поперечным уклоном до 90°, устройства каналов. Грейдеры-элеваторы применяют в дорожном, железнодорожном, ирригационном, мелиоративном строительстве, на строительстве гидротехнических сооружений и на вскрышных работах и горнорудном деле.
Работа прицепными грейдерами по разравниванию кавальеров у канав производится поточным способом, при одном проходе грейдера с каждой стороны канавы. Если есть необходимость отодвинуть грунт (кавальер) от канавы несколько дальше, то грейдером проходят вторично кругом канавы, но отступая от нее на расстояние 2—3 м.
При разравнивании кавальеров отвал грейдера устанавливается в положение, наиболее выгодное для работы.
Различают угол захвата отвала и угол резания ножа грейдера. При меньшем угле захвата грунт лучше транспортируется вдоль по отвалу, но при этом будет меньше захват орудия и дальность перемещении грунта. Чем больше угол захвата, тем больше захват отвалом грейдера, но перемещение грунта но отвалу будет замедленное и впереди отвала может произойти скопление грунта, что называется призмой волочения. На это бесполезное волочение грунта расходуется много излишней энергии и снижается производительность агрегата. Установлено, что при разравнивании кавальеров тяжелых грунтов угол захвата следует брать в пределах 35—45°, а для легких 30—40°.
При перемещении тяжелых грунтов на планировочных работах угол захвата берется несколько больше, чем при разравнивании кавальеров; он берется в пределах 40—50°, а для разрыхления легких — 35-45° (табл. 20).
В северо-западной зоне России на легких минеральных грунтах на рытье собирателей, нагорных и ловчих каналов применяют в комплексе канавокопатель и грейдеры.
Сочетание работы капавокопателя с грейдером заключается в следующем: рытье выемки на глубину 80—100 см проводится канавокопателями КМ-1400 или JIKA-2; разравнивание кавальеров— грейдером Д-20Б; при последующих 3—5 проходах грейдером срезают откосы, делают их более пологими и одновременно углубляют канал. Грунт, вынутый из канала грейдером, им же разравнивается.
При таком сочетании канавокопателя с грейдером на строительство собирателей, ловчих и нагорных каналов профиль каналов доводится до проектной глубины с пологими откосами, доходящиии до 1,5 : 1 н 2:1, что крайне желательно на супесчаных грунтах и, особенно в том случае, когда около дна канала преобладают плывуны.
Грейдеры и автогрейдеры в комплексной системе машин дорожного строительства являются основными.
Эти машины широко применяются при строительстве грунтовых дорог, которые строятся обычно в насыпях высотой 0,5—0,6 м, сооружаемых на грунта. Грунт вынимается из боковых кювет глубиной 0,(5—0,7 м. Кроме того, такими машинами строятся дорожные насыпи высотой до 1 м из боковых резервов.
При строительстве дорожных насыпей грейдерами и автогрейдерами вырезают последовательно слои грунта из резерва и параллельными проходами перемещают их в насыпь. Как при сооружении грунтовых дорог, так и при сооружении насыпей работа производится круговыми проходами машин. При первом проходе агрегата намечается разбивка дороги, измеряется ее ширина и определяется направление линии. По внешним краям кювет устанавливают колышки, которые необходимы водителю, чтобы сохранить прямолинейное направление движения при первом проходе грейдера или автогрейдера.
При последующих проходах грейдером углубляют боковые кюветы, а вырезанный грунт из кювет перемещается на дорояжное полотно. После этого проводится планировка дорожного полотна, если достаточна его высота. Обычно грунтовую дорогу с боковыми кюветами сооружают за 12—15 проходов туда и обратно.
Дороги строят отдельными участками длиной 0,5—1,0 км. Если длину брать меньше, то производительность уменьшается, так как теряется время на частые повороты в конце проходов.
При строительстве невысоких насыпей грейдер движется по насыпи, выравнивает отвалом поверхность дорожного полотна и смещает срезанный грунт вбок, к бровке насыпи. Прикрепленный к отвалу планировщик срезает неровности откоса и сбрасывает весь срезанный грунт вниз, к подошве насыпи.
При сооружении высоких насыпей второй грейдер с отвалом, вынесенным за раму, зачищает подошву откоса, следуя сзади грейдера, идущего по насыпи, и также сбрасывает грунт вниз, откуда излишний грунт удаляют в сторону бульдозером или этими же грейдерами. Работа производится круговыми проходами. Эта работа может также выполняться автогрейдерами.
Грейдерами и автогрейдерами осуществляют выемку и планировку корыта под дорожное покрытие в готовом земляном полотне. При этом объем грунта, вынутого из земляного полотна, должен равняться объему грунта в обочинах.
Корыто формируют круговыми проходами по дорожному полотну.
Грунт вырезают из корыта и перемещают на обочины; затем обочины и дно корыта планируют и профилируют, придавая им поперечные уклоны для стока воды.
Планирование и профилирование поверхностей производится отвалом, повернутым под углом 50—60° к направлению движения; при этом небольшие бугры срезают, а мелкие выемки и ямы засыпают срезанным грунтом. Таким образом поверхность выравнивается.