Грейдер-элеватор Д-192А (рис. 89) представляет собой землеройную машину, прицепляемую к трактору С-80. Рабочим органом машины является дисковый плуг. Диск прикреплен к плужной балке. Для лучшего заглубления диска и подачи грунта на транспортер можно менять угол резания и угол захвата плуга.
Диск заглубляется в грунт под действием собственного веса и веса плужной балки с балластом или без него. Балка одним концом соединена с передней частью грейдера-элеватора, а другим подвешена к механизму подъема.
В горизонтальной плоскости плужная балка и диск фиксируются специальной распоркой.
На переднюю и заднюю оси опирается основная рама, изготовленная из швеллеров, причем на переднюю ось она опирается не посередине, а ближе к правому колесу. Такое крепление, а также выдвижение правого заднего колеса в сторону транспортера обеспечивают надлежащую устойчивость грейдера-элеватора Д-192А во время работы при наибольшем вылете транспортера. Для этой цели и увеличения проходимости на каждую ось насажено по три колеса (по одному со стороны плужной балки и по два со стороны транспортера) и сделана раздвижная задняя ось. Колея заднего хода увеличивается при этом на 350 мм за счет выдвижения вправо правого колеса.
Для перемещения грунта от плуга с подъемом его на некоторую высоту для разгрузки в отвал или погрузки в транспортные средства служит транспортер.
Транспортер представляет собой бесконечную прорезиненную ленту, приводимую в движение двигателем через карданную передачу и верхний ведущий барабан. В нижней части ленты расположены механизмы для очистки от прилипшего грунта и механизм для натяжения ленты, упрапляемые вручную с площадки машиниста. Рама транспортера подвешена к раме грейдер-элеватора Д-192А четырьмя канатами и двумя цепями. Наматыванием цепей и канатов на валы подъемных механизмов раму с лентой устанавливают на желаемый угол. Специальной вставкой транспортер можно удлинить на 2,5 м. Механизмы подъема приводятся в действие от двигателя.
Грейдер-элеватор Д-192А прицепляют к трактору. Транспортер и
механизмы управления приводятся в движение от двигателя через муфту сцепления и
редуктор.
Движение от редуктора передается через карданный вал транспортеру,
а специальным валом — коробке управления и от нее механизмам управления.
К управлению грейдер-элеватором относятся механизмы подъема и опускания нижней, средней и верхней частой транспортера и механизмы подъема и опускания плужной балки с диском. Все механизмы приводятся двигателем. Рычаги управления сосредоточены на площадке машиниста.
Рис. 89. Грейдор-элеватор Д-192А.