Унифицированные экскаваторы
Экскаватор Э-304 (рис. 43) на уширенном гусеничном ходу предназначен для устройства новых траншей, каналов и восстановления старых каналов, в основном на торфяных грунтах или сильно переувлажненных минеральных почвах. Экскаватор Э-302 на колесном ходу предназначен для выполнения работ при рытье и очистке магистральных и отводящих каналов, котлованов в грунтах I—IV категории и монтажных работ в городском и сельском хозяйстве. Рис. 43. Экскаватор Э-304 на уширнном гусеничном ходу. |
Экскаватор Э-303 на нормальной гусенице используется на минеральных и торфяных грунтах нормального увлажнения.
Основным видом рабочего оборудования этих экскаваторов являются унифицированные прямая и обратная лопаты с ковшом емкостью 0,3 м3. Экскаваторы снабжаются решетчатой стрелой для работы с драглайном, крановым оборудованием и грейфером. Привод механизмов осуществлен от дизеля Д-35 мощностью 37 л. с.
Управление основными механизмами пневматическое. Пневмоуправлением выполняются почти все наиболее часто повторяющиеся операции: включение лебедок, управление муфтами реверса, включение механизма открывания днища ковша и тормозов. Рычажная система управления применена для осуществления вспомогательных операций, к которым относятся управление главной муфтой, переключение скоростей, включение муфты лебедки подъема крановой стрелы и др.
Для всех видов ходового и рабочего оборудования унифицированных экскаваторов предусмотрена единая поворотная платформа, причем ни один из ее механизмов не изменяется и не неремонтируется при смене одного рабочего оборудования другим.
Реверсивный механизм состоит из цилиндрических зубчатых колес вместо конических на старых моделях, при которых выполнялась сложная регулировка их во время монтажа и ремонта.
Фрикционы лебедок и реверсивного механизма легкодоступны для наблюдения, их монтаж и установка на место производятся без разборки каких-либо смежных механизмов экскаватора.
Конструкцией ходового механизма обеспечивается отключение дифференциалов мостов, что также повышает проходимость экскаватора и при движении по хорошей дороге снижает износ шин и передач.
Управление поворотом передних колес гидравлическое, безна-соспое, от рулевого штурвала. Ступицы колес связаны трапецией Жанто, и поворот одной из ступиц вызывает необходимый для передвижения поворот второй ступицы.
Гусеничный ход экскаватора Э-303 обычный, жесткой конструкции, с литыми гусеничными звеньями и самоочищающимися звездочками. Включение левой и правой гусениц пневматическое, посредством кулачковых муфт; остановка гусениц производится жесткими стопорами.
Уширенный гусеничный ход экскаватора аналогичен гусеничному ходу экскаватора Э-352. Гусеничные звенья сварно-литой конструкции. Включение шестерни промежуточного вала нижнего ходового механизма понижает скорость хода и повышает тяговое усилие на гусеницах. Низким удельным давлением на грунт (до 0,16 кг/см2) при высоких тяговых усилиях обеспечивается высокая проходимость экскаватора в заболоченных местах.
Кинематические схемы экскаваторов Э-302, Э-303 и Э-304 аналогичны одна другой по количеству элементов передач.
Особенность кинематических схем этих экскаваторов - компактность и минимально короткие линии передач движения к отдельным рабочим органам экскаватора, что повышает общий к. п. д. механизмов, транспортные скорости. При передаче движения к ходовому механизму зубчатые колеса лебедок не вращаются, как это было у экскаваторов старых моделей.
Механизмы экскаваторов расположены на платформе блочной конструкции, допускающей агрегатную сборку, что представляет большое удобство при ремонтных работах. Зубчатые колеса реверсивного механизма и лебедок, скоростей поворота и хода и ведомое зубчатое колесо хода и поворота заключены в одну масляную ванну, составляющую вместе с фрикционами лебедок и реверса главный редуктор экскаватора. Платформа закрыта общим капотом, с левой стороны установлена кабина для машиниста.
Фрикционы реверса и два фрикциона лебедок располагаются консольно.
Технические характеристики зкскаваторов
Показатели | На гусеничном ходу | На пневматическом ходу | |
Э-303 | Э-304 | Э-302 | |
Емкость ковша обратной лопаты (м3) | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Другие виды сменного оборудования | Прямая лопата, драглайн, грейфер, кран | Драглайн, грейфер, кран | Прямая лопата, драглайн, грейфер, кран |
Марка дизеля (двигателя) | Д-38 | Д-38 | Д-38 |
Мощность дизеля (л. с) | 38 | 38 | 38 |
Управление | Пневматическое | Пневматическое | Пневматическое |
Скорость передвижения (км/час): первая вторая третья четвертая пятая |
1,02 2,36 4,54 - - |
0,73 1,69 3,26 - - |
1,30 3,10 5,66 13,1 - |
Минимальная продолжительность цикла для обратной лопаты (сек.) | 17 | 17 | 17 |
Общий вес экскаватора (т) | 9,62 | 12,0 7 | 11, 29 |
Удельное давление на грунт (кг/см2) |
0,54 | 0,16 | 5,5 |
Длина крановой стрелы (м) | 7, 5, 12, 15 | 7, 5, 12, 15 | 7, 5, 12, 15 |
Максимальная грузоподъемность (м) | 5, 3, 2 | 5, 3, 2 | 5, 3, 2 |
Проектная производительность обратной лопаты (мг/час) | 63 | 63 | 63 |