Экскаватор ЭТН-251 (рис. 53) - самоходная землеройная машина на гусеничном ходу. Механизмы экскаватора приводятся в движение от двигателя ДТ-54 системой зубчатых и цепных передач.
Предназначен для рытья траншей прямоугольного сечения глубиной до 2,5 м, шириной от 0,8 до 1,1 м. Последняя ширина (1,1 м) достигается установкой дополнительных уширнтелей. В такие траншеи можно укладывать газопроводные трубы, силовые кабели, фундаменты под небольшие постройки и т. д. Экскаватор состоит из гусеничного хода 1, рамы 2, рабочего органа 3, ленточного транспортера 4, двигателя коробки передач и лебедки подъема 5 рабочего оборудования. Рама 2 состоит из трех основных узлов: нижнего бруса, верхней дуги и портала. Рабочий орган соединен с верхней дугой посредством кареток с катками. При подъеме и опускании ковшовая рама накатывается на верхнюю дугу или скатывается по ней в забой по внутренним полкам балок рамы. Рис. 53. Экскаватор ЭТ-251. 1 - гусеничний ход, 2 — рама, 3 — ковшовая рама, 4 — ленточный транспортер, 5 — лебедка подъема. |
Рабочий орган экскаватора состоит из ковшовой рамы с ковшами, закрепленными на двух рядах замкнутых цепей, турасного вала, поддерживающих роликов ковшовой цепи, натяжного устройства ковшовой цепи и поддерживающих роликов ковшовой рамы. К рабочему оборудованию относится также односекционный транспортер, который может быть установлен при работе на правую или левую сторону с наклоном.
Ковшовая рама состоит из головной и хвостовой частей.
Работа ковшовой рамы обеспечивается турасным валом (рис. 54). Вал вращается в бронзовых втулках 5, запрессованных в кронштейны 4. Каждый кронштейн опирается четырьмя роликами 9 на внутренние полки двутавровой балки верхней рамы 10. Ролики 9 вращаются на пальцах 8.
На одном конце вала на шпонке насажена муфта 11 предельного крутящего момента ленточного типа. На ступице муфты 11 свободно вращается в бронзовых втулках 1 звездочка 3, на которую передается движение с промежуточного нала. Имеющийся на звездочке 3 упор задевает за выступ ленты 2, увлекая последнюю при вращении. Ввиду того что лента затянута болтом 12 с пружиной, звездочка вращает также и шкив, а следовательно, и вал. На валу имеются две восьмигранные звездочки 6, на которые надеты ковшовые цепи с ковшами. Как только ковш зацепится за какое-либо препятствие в грунте и усилие превзойдет допустимое, лента повернется, предотвращая разрыв ковшовой цепи или поломку других деталей экскаватора.
Все зубчатые передачи механизмов размещены в одной коробке, от которой отбирается мощность yа все рабочие органы экскаватора.
Подъем и опускание ковшовой рамы производятся однобарабанной лебедкой и четырехкратным полиспастом. Управление экскаватором — рычажное. Рис. 54. Турасный вал экскаватора ЭТ-251. 1 и 5 — бронзовые втулки, 2 — вистуй ленты, 3 — звездочка, 4 — кронштейн, 6 —звездочка, 7 — вал, 8 — палец, 9 — ролики, 10 — верхняя рама, 11 — муфта, 12 — болт. |
Технические характеристики экскаватора
Показатели | ЭТН-251 |
Глубина отрываемой траншеей (м) | 2,5 |
Ширина траншеи по дну (м): без уширителей с уширитеями |
0,8 1,1 |
Ширина траншеи поверху (м): без уширителей с уширитеями |
0,8 1,1 |
Емкость ковша (л) | 45 |
Шаг: ковшей (м) ковшовой цепи (м) |
1,14 0,19 |
Число опорожнений ковшей в минуту | 59 |
Теоретическая производительность (м3/час) | 158 |
Длина ковшовой цепи (м) | 6,12 |
Число ковшей | 12 |
Ширина ленты транспортера (мм) | 650 |
Колея — расстояние между серединами гусениц (мм) | 2250 |
Вес (кг): конструктивный в рабочем состоянии |
10700 11000 |
Среднее удельное давление на грунт (кг/см2) | 0,55 |
Ширина гусейничной ленты (мм) | 390 |