Траншейный экскаватор ЭТН-171 (рис. 50). предназначен для рытья в минеральных и торфяных грунтах траншей прямоугольного сечения с выемкой траншей шириной 0,5 и глубиной 1,7 м. Рытье траншей производится с необходимым заданным уклопом дна. На дно траншей специальным приспособлением производится подача гончарных трубок.
Экскаватор ЭТН-171 значительно отличается по своей конструкции от экскаватора ЭТН-142. Рама экскаватора изготовлена из швеллеров. На ней монтируются дизельный двигатель Д-40К (мощностью 40 л. с), коробка передач, пилон и рама транспортера. Передняя часть рамы экскаватора опирается на полужесткие гусеничные тележки через жесткий поперечный балансир, средняя часть которого имеет шарнирное соединение. К задней части рамы на четырех кронштейнах прикреплены оси качания гусеничных тележек. Для крепления гидроцилиндров подъема и опускания ковшовой рамы в задней части рамы имеются две проушины.
Рис. 50. Траншейный экскаватор ЭТН-171. |
Ходовая часть экскаватора полужесткая, состоит из двух гусеничных тележек, каждая из которых имеет раму, шесть опорных и два поддерживающих катка. Гусеничная лента состоит из звеньев гусепиц трактора ДТ-55. Тележки могут качаться вокруг своих осей в пределах ±4°.
Рабочий орган траншейного экскаватора состоит из двух рам — верхней и наклонной ковшовой рамы с направляющими и натяжными роликами и звездочками, по которым движется бесконечная ковшовая цепь с одиннадцатью ковшами.
К верхней раме крепятся трубоподатчик, гидроцилиндр трубоподатчика, указатель уклона дна траншеи и очиститель дна траншеи (в виде пластины). На верхней раме закреплена ось вращения штоков гпдроцилиндра для подъема и опускания ковшовой рамы сварной конструкции, которая через два подшипника опирается па пилон. Натяжные ролики находятся в задней части ковшовой рамы. Ковшовая цепь получает привод через турасные звездочки, посаженные на вал шпонками.
Пилон состоит из рамы, выполненной из швеллеров, и бункера, изготовленного из листовой стали толщиной 3 мм. Из бункера грунт поступает на ленточный транспортер.
Трансмиссия состоит из коробки передач, бортовых фрикционов, привода ковшовой цепи и привода гидронасоса. Коробка передач имеет восемь рабочих скоростей, восемь транспортпых скоростей экскаватора, две скорости для передвижения ковшовой цепи и одну скорость передвижения транспортера. Управление коробкой передач осуществляется десятью рычагами.
Вращение на турасный вал передается цепной двухступенчатой передачей. Привод на гусеничный ход осуществляется через двухступенчатую цепную передачу и бортовые фрикционы. Привод ленточного транспортера и гидронасоса — цепной, а привод электрогенератора АПН-10 (120 в) осуществляется клиновидным ремнем.
Транспортер состоит из рамы, двух барабанов, четырех опорных роликов, покрытых профильной резиной, и бесконечной ленты из прорезиненной ткани. Лента очищается от налипшего грунта двумя очистителями.
Гидросистема предназначена для подъема и опускания рабочего органа и трубоподатчика. В качестве рабочей жидкости в гидросистеме используется веретенное масло.
В кабине траншейного экскаватора располагаются 12 рычагов для управления коробкой передач, бортовыми фрикционами, главной муфтой сцепления и кулачковой муфтой привода гидронасоса. Управление рабочим органом производится автоматически электрорелейной системой.
Указатель уклона дна траншеи устроен аналогично указателю экскаватора ЭТ-142. Во время работы экскаватора стрелка скользит по направляющему тросику, натянутому на специальных металлических колышках вдоль трассы траншеи (рис. 51).
На экскаваторе установлен генератор постоянного тока Г-15Б (12 в), питающий сеть освещения, сигнальные лампочки и электромагнитное реле МКУ-48, и подзарядки аккумуляторной батареи. Для освещения на экскаваторе установлены пять фар и один потолочный светильник внутри кабины экскаватора. Для контроля хода рабочего органа в кабине экскаватора установлены две сигнальные лампочки (красная и зеленая). Второй генератор — переменного тока — АПН-10 (120 в) установлен на крышке коробки передач.
Этот генератор предназначен для питания электромагнитного реле управления золотником гидросистемы.
Закрытая кабина экскаватора с мягким сиденьем для экскаваторщика жестко закреплена на задней части рамы.
Траншейный экскаватор ЭТН-171 снабжен трубоподатчиком в виде ящика из листовой стали для укладки гончарных труб на дно траншеи. Ящик, шарнирно соединенный через направляющие с верхней рамой рабочего органа, имеет желоб треугольного сечения с радиусом кривизны 500 мм. Желоб обеспечивает прохождение гончарных трубок диаметром 50, 70 и 100 мм.
Внизу ящика устроено сиденье для рабочего. Во время работы экскаватора рабочий на дне траншеи укладывает дрену (линию) из трубок так, чтобы в стыках были щели величиной не больше 1—2 мм. Кроме укладчика дрены, экскаватор обслуживают еще двое рабочих, один из которых подносит трубки и погружает их на экскаватор, второй—укладывает трубки в желоб ящика для спуска их в траншею (рис. 51). Рис. 51. Траншейный экскаватор ЭТН-171 в работе. |
Технические характеристики экскаватора
Показатели | ЭТН-171 |
Глубина отрываемой траншеей (м) | 1,7 |
Ширина траншеи по дну (м): без уширителей с уширитеями |
0,5 - |
Ширина траншеи поверху (м): без уширителей с уширитеями |
0,5 - |
Емкость ковша (л) | 23 |
Шаг: ковшей (м) ковшовой цепи (м) |
0,95 0,19 |
Число опорожнений ковшей в минуту | - |
Теоретическая производительность (м3/час) | - |
Длина ковшовой цепи (м) | - |
Число ковшей | 11 |
Ширина ленты транспортера (мм) | 500 |
Колея — расстояние между серединами гусениц (мм) | - |
Вес (кг): конструктивный в рабочем состоянии |
- 9000 |
Среднее удельное давление на грунт (кг/см2) | 0,3 |
Ширина гусейничной ленты (мм) | 690 |