Экскаватор ЭТН-142 (рис. 49) представляет собой самоходную машину на гусеничном ходу, выполненную на базе трактора ДТ-54. Предназначен для рытья траншей прямоугольного сечения шириной 0,43 м под укладку гончарных и других труб, а также дренирующего материала на глубину 1,4 л при уклоне дна траншеи от 0,03 до 0,003.
Экскаватор обеспечивает работу в минеральных грунтах до III категории включительно, допускающих удельное давление не ниже 0,45 кг/см2.
Выемка дна траншеи по заданному уклону выполняется за один проход экскаватора с укладкой грунта в кавальер на правую сторону траншеи, без каких-либо доделочных работ.
В целях снижения удельного давления ходовая часть 1 трактора ДТ-54 удлинена на 1270 мм посредством дополнительной вставки швеллеров в раму трактора, увеличено число опорных и поддерживающих тракторных катков, уширены гусеничные ленты. Двигатель перенесен вперед, что дает более равномерное распределение удельного давления па грунт по всей опорной поверхности гусеничного хода.
Для подъема и опускания рабочего оборудования служит гидропривод. Гидроцилиндры механизма подъема и опускания применяются от экскаватора Э-153. Детали турасного вала натяжного устройства ковшовой цепи и сама цепь (без ковшей) применяются от экскаватора ЭТУ-353.
На экскаваторе установлены ковши емкостью 16 л, которые принудительно очищаются от грунта особым скребком. Ковши штампованные и несут на себе режущие органы в виде ножей.
Ковшовая рама экскаватора ЭТН-142 плавающая, наклонная. Рабочий орган такой конструкции менее подвержен поломкам при работе на грунтах, содержащих валунные камни и корни деревьев, чем рабочий орган, расположенный вертикально с жесткой подвеской (экскаватор ЭТ-141).
Рис. 49. Траншейный экскаватор ЭТН-142. 1 — ходовая часть, 2 — пилон, 3 — ковшовая рама, 4 — зачистной башмак, 5 — натяжные ролики, 6 — ковш, 7 — транспортер. |
Ковшовая рама 3 сварной конструкции, на ней крепится зачистной нож-башмак 4. Ковшовая цепь состоит из двух замкнутых цепных ветвей с шарнирно закрепленными на них ковшами 6. Подъем и опускание рабочего органа осуществляется от гидропривода двумя гидроцилиндрами. Ковшовая рама подвешена в верхней части шарнирно на пилоне 2, который представляет собой сварную конструкцию, установленную на раме экскаватора. Натяжение ковшовой цепи осуществляется натяжными роликами 5. Экскаватор имеет уширенную гусеницу.
Транспортер 7 состоит из рамы, двух барабанов, огибающей их бесконечной прорезиненной ленты шириной 650 мм, очистителей и натяжного устройства. Транспортер установлен на раме экскаватора под углом уклона рабочей ветви ленты 0°, вылет транспортера (расстояние от продольной оси машины до оси отвального барабана транспортера) 1155 мм, скорость движения ленты транспортера 2,03—1,36 м/сек.
На раме гусеничной тележки установлен промежуточный редуктор, связывающий вал главной муфты сцепления двигателя с коробкой передачи трактора. Благодаря этому осуществляются пониженные рабочие скорости движения экскаватора. Экскаватор ЭТН-142 имеет пониженные передачи: 1-я скорость 56 м/час, 10-я — 182 м/час. При прямой передаче все транспортные скорости близки к тракторным (ДТ-54).
На экскаваторе установлен генератор постоянного тока напряжением 12 в и аккумулятор 12 в, от которых осуществляется электропитание осветительных и сигнальных приборов.
Для обеспечения заданного уклона дна траншеи предусмотрен специальный прибор, состоящий из коробки, в которой смонтированы два шарнирных рычага, соединяющихся зубчатым сектором и шестеренкой. Угол поворота рычагов ограничивается регулировочными винтами. Рычаг шестеренки на концах имеет клеммы, которые при отклонении рычага на определенный угол соприкасаются с контактными винтами электропроводки к прибору световой сигнализации, состоящему из двух лампочек — красной и зеленой. Прибор помещается на щитке внутри кабины.
Рычаг зубчатого сектора на конце имеет резьбовое гнездо, куда ввинчивается съемная стрелка.
Прибор уклона дна траншеи подвешен к раме рабочего органа на двух центрах, что при наличии груза обеспечивает горизонтальное положение прибора независимо от положения всего экскаватора. Стрелка уклоноуказателя при работе экскаватора скользит по направляющей проволоке, которая натянута на специальных металлических кольях вдоль трассы траншеи под углом, соответствующим уклону дна траншеи.
Для замера действительной глубины траншеи с левой стороны по ходу экскаватора на направляющем двутавре верхней рамы закреплена градуированная линейка, а на нижнем кронштейне рабочего органа закреплен указатель.
В начале работы необходимо установить экскаватор в исходное положение устьевой части траншеи по ее трассе так, чтобы продольная ось экскаватора совпала с осью трассы. После этого, установив съемную стрелку в резьбовом отверстии рычага зубчатого сектора указателя уклона дна траншеи, чтобы обеспечить заданный угол дна траншеи, следует производить подъем или опускание рабочего органа до появления светового сигнала соответствующей лампочки на щите прибора. Если экскаватор роет траншею с заданным уклоном дна, лампочки не горят. Если загорается красная лампочка, необходимо поднять рабочее оборудование, если загорается зеленая, то оборудование надо опустить
Вес экскаватора 11820 кг, удельное давление на грунт 0,42 кг/см2.
Технические характеристики экскаватора
Показатели | ЭТН-142 |
Глубина отрываемой траншеей (м) | 1,4 |
Ширина траншеи по дну (м): без уширителей с уширитеями |
0,43 - |
Ширина траншеи поверху (м): без уширителей с уширитеями |
0,43 - |
Емкость ковша (л) | 16 |
Шаг: ковшей (м) ковшовой цепи (м) |
0,95 0,19 |
Число опорожнений ковшей в минуту | 58 |
Теоретическая производительность (м3/час) | 56 пог.м. |
Длина ковшовой цепи (м) | - |
Число ковшей | 13 |
Ширина ленты транспортера (мм) | 650 |
Колея — расстояние между серединами гусениц (мм) | 1770 |
Вес (кг): конструктивный в рабочем состоянии |
- 12180 |
Среднее удельное давление на грунт (кг/см2) | 0,33 |
Ширина гусейничной ленты (мм) | 690 |