Траншейный экскаватор ЭР-4 (рис. 59) выпускался с 1954 г. взамен экскаватора ЭР-2, может рыть траншеи шириной 0,9 м и глубиной до 1,8 м. Он относится к типу навесных экскаваторов, смонтированных на базе трактора С-80. У него изменена коробка передачи и установлена дополнительная рама со стойками, направляющими переднюю часть рамы ротора при подъеме и опускании последнего.
Задняя часть рамы ротора опирается на поворотное колесо рояльного типа, которое закреплено на гидравлическом цилиндре.
Движение ротору передастся от вала отбора мощности трактора через коробку реверса. В качестве карданного вала и редуктора привода ротора использован задний мост автомобиля ГАЗ-51.
Подъем ротора осуществляется гидравлическим приводом. Для зачистки дна траншеи служит, как и у экскаватора ЭР-2, зачистной башмак.
Внутри рамы ротора находится ленточный дуговой транспортер, который можно устанавливать на правую пли левую сторону экскаватора.
Кроме экскаватора ЭР-4, с 1954 г. выпускается экскаватор
ЭР-5; он роет траншею глубиной до 2,2 м и шириной 1,2 м. Отличается он от ЭР-4
тем, что на нем установлен дизель большей мощности — 1Д6. Экскаватор имеет
двухрядное расположение ковшей на роторе, что дает возможность значительно
увеличить производительность машины.
С 1956 г. выпускается экскаватор ЭР-6 на
базе трактора ДТ-54. ЭР-6 отличается от экскаватора ЭР-4 размерами роторного
колеса и устройством трансмиссии.
Рис. 59. Траншейный роторный экскаватор ЭР-4. 1 — трактор (С-80), 2 — гидравлический цилиндр подъема ротора, 3 — рама экскаватора, 4 — шарнирная цепная передача к ротору, 5 — дуговой ленточный транспортер, 6 — ротор (ковшовое колесо), 7 — рама ротора, 8 — заднее колесо, 9 — зачистной башмак.