Универсальный бульдозер Д-259 (рис. 69) является навесным орудием на трактор С-80. В отличие от бульдозера Д-271 он имеет поворачивающийся отвал увеличенного размера, который можно установить в плане под углом к передней оси машины с правой и левой стороны. Кроме того, отвал может быть установлен под углом в вертикальной плоскости, может также менять угол резания. Подъем и опускание отвала производнтся с места водителя трактора однобарабаниой лебедкой, которая крепится позади трактора и приводится в действие от вала отбора мощности трактора. Бульдозер хорошо приспособлен к работе по разравниванию кавальеров.
Универсальный бульдозер Д-259 состоит из универсальной рамы с опорами для присоединения к рамам гусеничных тележек трактора, канатно-блочной системы управления рамой, задней одно-барабанной лебедки Д-269А. Рис. 69. Бульдозер Д-259А. 1 — отвал, 2 — нож, 3 — толкатели, 4 — универсальная рама, 5 — передняя стойка, б — обойма полиспастов, 7 — направляющий блок, 8 — катушка. |
Рама унифицирована и может быть использована для навески рабочих органов кустореза, корчевателя, снегоочистителя. Комплект сменного оборудования состоит из отвала с ножами и двух толкателей с башмаками.
Универсальная рама 4 представляет собой сварную подковообразную конструкцию из двух согнутых брусьев коробчатого сечения, сваренных из двух швеллеров и пластин. К переднему торцу брусьев приварена литая головка, служащая для соединения с отвалом. Головка имеет два уха, через которые подвижная обойма блоков полиспаста соединяется с рамой. Брусья снабжены вваренными стальными втулками (по три с каждой стороны) для крепления башмаков толкателей. К задним концам брусьев приварены проушины, которыми рама через оси, устанавливаемые в опорах, шарнирно соединяется с гусеничными тележками трактора.
Оси шарниров закрепляются в опорах цилиндрическими штифтами. Каждая проушина рамы имеет сменную втулку. Оси шарниров и втулки проушин рамы являются сменными деталями и по мере износа могут быть заменены новыми.
Передняя стойка 5 П-образная, сварной конструкции. Две боковые стойки из швеллеров связаны вверху поперечной балкой, сваренной из уголков.
Вся конструкция дополнительно укреплена броневым щитком. К нижним концам стоек приварены косынки, которыми стойки опираются на цапфы, приваренные к лонжеронам основной рамы трактора. Вертикальное положение стойки относительно трактора обеспечивается раскосами. Сзади трактора на боконой стенке картера лебедки приварен кронштейн, к которому двумя болтами укреплена обойма заднего направляющего блока. К правому швеллеру передней стойки приварена обойма переднего направляющего блока. Эти две обоймы соединены трубой, проходящей через кабину трактора.
В верхнем правом углу передней стойки приварена обойма направляющего блока. Посередине поперечной балки приварены косынки, на которых шарнирно подвешена верхняя обойма полиспаста 6 с двумя блоками.
Нижняя обойма блоков вместе с верхней обоймой полиспаста передней стойки образует четырехкратный полиспаст подъема отвала. Канат закреплен клином в скобе на верхней обойме полиспаста и последовательно огибает блоки верхней и нижней обойм полиспаста и паправляющпе блоки: задний и передний; с заднего направляющего блока канат проходит на барабан лебедки и там закрепляется.
Свободный конец каната (запас) намотан на катушку 8 запасного каната, укрепленную на щите передней стойки. По мере износа каната его заменяют новым с катушки 8.
Отвал 1 сварной конструкции. Основной лист отвала в верхней части выполнен изогнутым по цилиндру и в нижней части - прямым.
По концам к основному листу отвала привариваются литые или сварные боковины, имеющие вверху и внизу парные уши для присоединения толкателей. К нижней части основного листа в середине его приварено гнездо для сферической головки универсальной рамы. В верхней и нижней части отвал имеет горизонтальные коробки жесткости треугольного сечения. Для того чтобы придать жесткость передней кромке отвала, нижняя часть основного листа скреплена с нижней коробкой жесткости ребрами. К отвалу привертываются болтами три съемных ножа два крайних и один средний.
Толкателей 3 на бульдозере Д-259 два: правый и левый. Они служат для крепления отвала к раме.
К вертикальной балке толкателя привариваются вверху и внизу проушины для присоединения к ним отвала. Сзади толкатель заканчивается пустотелой отливкой направляющей, которая присоединяется к башмаку.
Башмак представляет собой стальную отливку, охватывающую универсальную раму с внешней стороны. В полости направляющей помещается гайка, которой обеспечивается натяжение толкателя и регулировка его длины при установке отвала в различные положения. Направляющая закрывается крышкой и прижимается шарнирным болтом с гайкой.
Для предотвращения выскакивания вверх штырей, закрепляющих башмаки на раме, штыри снабжены отверстиями для шплинтов. Для сохранения во время работы постоянной длины толкателя необходимо в паз гайки поставить фиксатор. При установке обоих башмаков головками вверх получается крутая установка отвала без поперечного перекоса, а при установке обоих башмаков головками вниз — пологая без поперечного перекоса.
При установке одного башмака головкой вверх, а другого головкой вниз отвалу придается поперечный перекос в соответствующую сторону.
Технические характеристики бульдозера
Показатели | Д-259А |
Размеры отвала, мм длина (ширина) высота |
4100 1000 |
Максимальный подъем отвала под опорной поверхностью гусеницы, мм |
1100 |
Максимальное заглубление отвала ниже опорной поверхности гусениц, мм |
1000 |
Угол: резания ножа отвала установки отвала в плане установки отвала в вертикальной плоскости |
48°; 56° 62°; 90° 5° |
Управление | Канатно -блочное |
Марка: трактора, на котором устанавливается бульдозер лебедки |
|
Канат: диаметр, мм длина, мм |
13-14 16 |
Насос: производительность, л/мин число оборотов в минуту рабочее давление масла в системе, ат |
- - - |
Габаритные размеры с трактором и лебедкой,
мм: длина ширина высота |
5444*-6362 4100*-3680 2770 |
Вес, кг: бульдозерного оборудования без лебедки и насосов лебедки трактора с бульдозерным оборудованием и лебедкой или насосом |
2290 2290 14040 |
- При установке отвала под углом 90°