Бульдозер Д-159Б (рис. 70)относится к типу неповоротных с гидравлическим управлением. Базой для этого бульдозера служит трактор ДТ-54.
Отвал бульдозера Д-159Б (рис. 71) представляет собой плоский в нижней части, изогнутый в верхней части стальной лист 5. С тыльной стороны плоской части отвала имеется жесткая треугольная сварная балка. По бокам отвала приварены две щеки, служащие для сохранения профиля отвала н предотвращения рассыпания грунта в стороны при перемещении. Жесткость отвалу придают также ребра, приваренные сзади в средней части отвала. К нижней кромке отвала болтами с потайными головками прикрепляется нож 6 из полосовой стали 140 X 12 мм. Рис. 70. Бульдозер Д-159Д. 1 - отвал, 2 - толкающая рама, 3 - гидроцилиндры |
Рама бульдозера Д-159Б состоит из двух толкающих балок 1 коробчатого сечения. Балки приварены к отвалу. Жесткость крепления рамы в горизонтальной плоскости обеспечивается двумя косынками 3, являющимися одновременно кронштейнами опорных лыж 7. К задним концам толкающих балок приварены ловители 2, представляющие собой подшиппики цапф. Цапфы в свою очередь приварены к поперечпой балке, прикрепляемой четырьмя стремянками к нижним плоскостям лонжеронов трактора между тележками опорных роликов гусеницы.
Поперечная балка изготовлена из листа и уголка и имеет коробчатое треугольное сечение. Для того чтобы поперечная балка во время работы бульдозера не сдвинулась, вдоль трактора, к нижним полкам лонжеронов, привариваются упорные планки. Цапфы, введенные в ловители 2 продольных балок, замыкаются специальными пальцами 4. Рис. 71. Отвал бульдозера Д-159Б в сборе с толкающей рамой. 1 — балка, 2 — ловители, 3 — косынки жесткости, 4 — палец, 5 — стальной лист, 6 — нож, 7 — лыжа. |
Гидропривод УГ-1М предназначен для управления рабочими операциями ряда дорожных и мелиоративных машин, в том числе бульдозером Д-159Б, скреперами Д-183Б, Д-230, Д-354, машиной М-2, универсальной рамой СНИПГ.М (УМЛС) и др.
Гидравлическая система управления (рис. 72) состоит из одного или двух гидроцилиндров 1, масляного насоса 3, распределителя 4, бака 5 и маслопроводов 2. Масляный насос 3 гидропривода крепится на кронштейнах в передней или задней части трактора. Насос шестеренчатого типа приводится в действие от вала отбора мощности или от коленчатого вала двигателя трактора. Шестерни захватывают масло своими зубцами и подают его под давлением по каналу 7 в распределитель 4. Золотниковым распределителем 4 навесную раму устанлнлн-вают в четырех различных положениях. Установка распределителя производится рычагом 8, находящимся в кабине трактора. Рис. 72. Схема гидропривода УГ-1М. 1 — гидроцилиидр, 2 — маслопроводы, 3 — насос шестеренчатый, 4 — распределите ь золотниковый, 5 — бак, б — фильтр, 7 — канал, 8 — рычаг распределителя, 9 — сальники. |
Распределитель (рис. 73) состоит из корпуса 8 и скалки 23, которая заключена в корпус и скользит во втулках 4 и 11; эти втулки запрессованы в центральной расточке корпуса. В пояске скалки просверлено отверстие 7. Кроме этого, на скалке имеется два ряда радиальных 5 и 16 и ряд дополнительных 18 отверстий. Для различных направлений хода масла в каждой втулке 4 и 11 просверлено по два ряда отверстий 9, 10, 20 и 22, соединяющих полости низкого давления 6 с полостями 17 и 21 подвода масла к цилиндру.
При положении «стоп» насос засасывает масло из бака и перекачивает его обратно в бак; в этом положении отверстия 9 и 20 перекрываются поясками скалки и закрывают маслу выход из цилиндра через полости 17 и 21 распределителя, вследствие чего шток в исполнительном цилиндре не может перемещаться, давление на поршень снизу и сверху одинаково.
Чтобы переключить систему распределителя в положение «подъема», водитель должен передвинуть скалку 23 влево рукояткой, и тяга 25 передаст через рычаг движение скалке. При этом поясок скалки открывает доступ маслу непосредственно из нагнетающей полости 19 через отверстие 20 в полость 21 распределителя. Масло из полости 21 по маслопроводу 2 (рис. 72) будет поступать под поршень цилиндра и поднимать поршень со штоком. Одновременно скалка, переместившись влево, открывает отверстие 10 (рис. 73) левой втулки, позволяя маслу, вытесняемому из полости над поршнем цилиндра, перетекать по маслопроводу в полость 17, откуда оно через отверстия 9 и 10 попадает в левую полость б и пз нее сбрасывается в бак.
Для переключения на «спуск» водитель передвигает рукоятку в противоположную сторону, перемещая скалку распределителя вправо. Масло направляется распределителем в полость над поршнем, шток опускается и масло пз нижней полости под поршнем цилиндра сбрасывается в бак.
Ход скалки распределителя вправо ограничивается упором ее крайнего пояска в крышку 2, ход влево — гайкой 24, навернутой на хвостовик скалки; гайка 24 в конце хода упирается в наружный торец крышки 2.
Рис. 73. Распределитель золотниковый. 1 — треугольный рычаг, 2 — верхняя крышка, 3 — кронштейн рычага, 4 и 11 - втулки, 5 и 16 — два ряда радиальных отверстий, 6 — полости низкого давлении, 7 — центральное отверстие, 8 — корпус, 9, 10, 20 и 22 — отверстия во втулках, 12 — нижняя крышка, 13 — гайка, 14 и 15 — пружины скалки, 17 и 21 — полости подвода масла и цилиндру (цилиндрам), 18 — ряд дополнительных отверстий, 19 — полость нагнетания, 23 — скалка, 24 — гайка, 25 — тяга рычага. |
На внутреннем хвостовике скалки расположены две пружины 14 и 15, зажатые между двумя шайбами гайкой 13. При движении скалки вправо правая шайба упирается в поясок левой втулки 11, а пружины сжимаются левой шайбой. При движении скалки влево левая шайба упирается в поясок крышки 12, а пружины сжимаются правой шайбой. Пружины возвращают скалку в среднее положение «стоп», как только водитель снимет руку с рукоятки управления. Схема гидравлического управления показана на рис. 74. В положении «подъем» масло самотеком поступает из масляного бака по капалу распределителя во всасывающую полость насоса, заполняя впадины между зубьями шестерен насоса. Во время вращения шестерен находящееся во впадинах масло перемещается в нагнетательную полость насоса, затем в среднюю полость распределителя, откуда по кольцевой выточке в скалке распределителя попадает в канал, соединяющий распределитель с нижними крышками цилиндра. Этому направлению движения масла соответствует такое положение скалки распределителя, при котором она вытянута из корпуса, а се пружина сжата. Масло, поступающее под поршень цилиндра, поднимает его. Вместе с поршнем поднимается отвал бульдозера или рама скрепера, если цилиндр установлен головкой штока вниз. Рис. 74. Схема гидравлического управления землеройных машин. а - "подъем", б - "заперто", в - "опускание", г - "плавающее" положение |
Поршень, поднимаясь, вытесняет масло, заполняющее надпоршневое пространство, и перегоняет его по трубопроводу в распределитель. Скалка распределителя в это время второй кольцевой выточкой соединяет канал, подводящий масло из верхней крышки цилиндра, с возвратным каналом распределителя и масло через возвратный канал и возвратный маслопровод переливается в масляный бак.
Для прекращения подъема отвала необходимо переключить распределитель в положение «заперто». Такому положению соответствует среднее положение скалки, которое она займет под действием пружин но прекращению нажима на рукоятку управления распределителем. В положении «заперто» каналы, соединяющие распределитель с верхними и нижними крышками цилиндров, окажутся перекрытыми и, следовательно, масло не будет поступать в цилиндр и выходить из него. Нагнетаемое в это время насосом масло из средней полости распределителя по канавкам в теле скалки попадает в возвратные каналы, а оттуда в масляный бак.
При опускании отвала масло движется по тому же пути, что и при подъеме. Разница будет заключаться только в том, что для опускания отвала скалка распределителя должна быть несколько вдвинута в корпус, вследствие чего она соединит среднюю полость распределителя с каналами, подводящими масло под верхние крышки цилиндра. Масло, вытесняемое поршнями из подпорневых пространств, по первой кольцевой выточке скалки будет поступать (так же как и при подъеме) через возвратный маслопровод в масляный бак.
Для перевода отвала в «плавающее» положение скалку необходимо вдвинуть в корпус распределителя до отказа. При этом средняя полость распределителя соединяется со всеми его каналами, давление в системе упадет, нагнетаемое насосом масло будет возвращаться в масляный бак, отвал бульдозера окажется под действием только своего собственного веса и будет свободно подниматься или опускаться в зависимости от рельефа местности. Масло, вытесняемое при таком свободном движении отвала бульдозера или рабочего органа какого-либо другого орудия, с одной из полостей цилиндра будет перетекать по маслопроводам через распределитель во вторую его часть. Скалка под действием сжатой пружины будет стремиться перейти в нейтральное положение. Для удержания отвала в «плавающем» положении рычаг управления снабжен фиксирующим устройством.
Гидравлический цилиндр 1 (рис. 72) расположен вертикально и может быть установлен впереди или позади трактора.
Внутри цилиндра расположен поршень, состоящий из двух чугунных тарелок, между которыми зажаты две уплотнительные кожаные манжеты. Поршень жестко соединен со штоком, который перемещается в направляющей, расположенной в крышке цилиндра. Выше направляющей установлено шесть уплотнительных колец, препятствующих утечке масла.
Головка штока имеет отверстие, через которое проходит палец, соединяющий шток с кронштейном навесного орудия.
В верхней и нижней части цилиндра имеются каналы-патрубки, по которым масло может поступать в полость цилиндра. Если масло нагнетается по маслопроводу в верхнюю полость цилиндра, то оно своим давлением заставляет опускаться поршень, при этом шток тянет за собой орудие вниз и рабочий орган заглубляется в грунт. При обратном действии масла на поршень рама с рабочим органом поднимается вверх.
Гидроцилипдр соединен с распределительными трубами, на концах которых имеются специальные гибкие шланги, рассчитанные на предельное давление в 60 кг/см2.
В баке расположен сетчатый фильтр 6, служащий для очистки масла.
Бульдозер Д-159Б имеет два гидроцилиидра 3 (рис. 70). Во время работы усилие трактора передается через толкающую раму 2 к отвалу 1. Подъем и опускание отвала бульдозера производится гидроприводом, установленным позади трактора. Насос гидропривода приводится в действие от вала отбора мощности трактора, с которым он соединен редуктором, повышающим число оборотов насоса.
Технические характеристики бульдозера
Показатели | Д-159Б |
Размеры отвала, мм длина (ширина) высота |
2280 800 |
Максимальный подъем отвала под опорной поверхностью гусеницы, мм |
600 |
Максимальное заглубление отвала ниже опорной поверхности гусениц, мм |
160 |
Угол: резания ножа отвала установки отвала в плане установки отвала в вертикальной плоскости |
60° 90° - |
Управление | Гидравлическое |
Марка: трактора, на котором устанавливается бульдозер лебедки |
- |
Канат: диаметр, мм длина, мм |
- - |
Насос: производительность, л/мин число оборотов в минуту рабочее давление масла в системе, ат |
170-180 925 30 |
Габаритные размеры с трактором и лебедкой,
мм: длина ширина высота |
4300 2280 2300 |
Вес, кг: бульдозерного оборудования без лебедки и насосов лебедки трактора с бульдозерным оборудованием и лебедкой или насосом |
775 775 - |
- При установке отвала под углом 90°